Ницше. 1844-1900
Отказывается заменять реальные потребности жертвоприношением непонятно умозрительной истине. Он называл это «разрушить иллюзию задних миров». Нет ничего кроме данного нам мира. И пренебрегать тем, что есть здесь и сейчас ради того, что нельзя потрогать – главный грех.
Ницше типаж поэта-пророка, который разыгрывает свою жизнь по законам искусства. Книги – побочный продукт его жизнедеятельности. Eго философия очень органичная
1888 – EsseHomo автобиографическое произведение. Кратко проходится по предшествующим текстам. Для понимания философии, говорит он, для возникновения литературы и философии основную роль играет климат, здоровое питание, выбор правильного способа отдыха. Утверждает, что мир иррационален.
С его физическими немощами было сложно реализовать в своей жизни сверхчеловека.
Всегда автобиографично. Фиксирует результаты своего опыта. Говорит, что самые ясные книги у него рождались во время ужаснейших головных болей. Он отвлекался от боли своими книгами. Его вдохновляло то, что то, что он пишет, взорвёт мораль.
Главное произведение.
72г – первая ст.Рождение трагедии из духа музыки. (стиль и форма ещё в рамке, но идея уже новая, много цитирует Шопенгауэра. Но уже отказывается от попытки рационально постичь иррациональное. Пытается зародить миф. Вводит 2 богов – Дионис и … .)
81 – утренняя заря. Поворотная книга. Прощается с общепринятыми нормами морали.
82 – весёлая наука.
83-86гг - так говорил Заратустра.
86 – по ту сторону добра и зла
87 – генеалогия морали
88 –сумерки богов, антихрист, EsseHomo
польско-немецкая кровь. Изучал философию и филологии. Ему присудили степень доктора без защиты, за его публикации по филологии. Всё было зашибись, не предвещало беды. Его считали идолом молодого филологического факультета. 76г – состояние ухудшилось. Дала ему возможность выстроить путь к себе самому. Не смотря на состояние тела, по состоянии духа он был абсолютно здоров и противостоял этой тенденции декаданса кт продвигало его тело. отказался от преподавания. И он искал всю оставшуюся жизнь себе комфортные условия жизни. Он стал интересоваться медициной и биологией потому что болел. Поэтому же его философия такая жизненная. Его фил называют «фил жизни». Всё что помогает выжить здоровому сильному телу – добро. Обратное – зло. Внимание к телесному. Он сам пишет, что такой подход у него благодаря болезни. Ведёт жизнь странника. Из болезни делает философию. Он всегда выздоравливал поэтому он хорошо изучил путь от декаданса к возрождению. Подвижность и легкость в этом перемещении – это ницше называет душевным здоровьем.
- Концепция культуры как противостояния аполонической и дионисийской культур
- «Так говорил Заратустра»
1888г. = дата вынесения ему диагноза сумасшествия
В конце жизни он заигрался. Начинает писать странные письма. Подписывался «Ницше Цезарь», «Распятый» - он менял маски. Очень любил Диониса.
Ницше — адепт критики богоцентрищма, адепт всемогущества разума.
Идея ницше – новая ступень в развитии европейской цивилизации
Ницше критикует эпоху просвещения, так как разум исчерпывает свои силы. Древние мифы воспринимались как некий набор сюжетов.
Для ницше античность – предтеча современной европы.
Утрата пластичности религии – вина Христа.
Античность уже не может питать современность. Ницше предлагает обратиться к новому мифу о боге Дионисии.
Миф может спасти разлагающуюся Европу от полной гибели.
Музыка Вагнера наиболее близка к дионисийскому началу. Но потом Ницше очень разочаровался в Вагнере, так как Вагнер затем снова пришел к Христианству + обратил свое искусство на возрождение немецкого национализма, а Ницше немцев ненавидел.
Немецкое романтики жили в ожидании рождения нового мифа. Пытались придать поэзии изначальное значение, то есть поэзия — новая мифология => восстановление нравственности и целостности народа. Искусство по их мнению должно было прийти на смену религии.
«Мир может быть оправдан только как эстетический феномен» — открывается статья «Рождение Трагедии из духа музыки». Он предлагает в статье вернуться к этому миру, от которого христианство веками отворачивало человека, предлагая прекрасный потусторонний мирю Ницше предлагает принять этот мир со всеми его ужасами, вспомнить о мужестве.
Ницше строит концепцию мироздания на противопоставлении двух начал дионисия и аполлона.
Дионис изгнан с Олимпа. Он путешествует в отдаленных пространствах. Ему ещё предстоит вернуться на олимп, освободиться от безумия => он грядущий Бог. Для ницше основания того, что этот бог поможет воскрешению Европы. Упадок говорит только о восхождении на верх, о возрождении. Дионис должен научить человека не бояться хаоса. Так как из хаоса возникает гармония.
Личность, которая отказывается от общепринятых норм открывает перед собой хаос => старается воспринимать мир как некий акт …
1873гю — «Рождение трагедии из духа музыки». Эта книга сделала ницше имя. Но и обрушила на него огонь критики. «Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины» - Ницше.
Зеркальный мир персея — элемент аполонской?? Культуры, элемент приручения, одомашнивания хаоса.
Христианство по мнению Ницше —необузданная попытка введения моральных норма во все сферы существования. «Любая жизнь — ложь» — Ницше.
Христианство пропагандирует отвращение к миру, страх перед жизнью, стремление к потустороннему миру. Жизнь неморальна, к ней не нужно стремиться.
Заратустра, Дионисий. Антихрист.
Мир аполлона — мир человеческого искусства, который спасает от ужасов мир. Человек в мир аполлона одинок.
Только в состоянии дионисийского опьянения, в толпе человек может найти защиту от враждебной действительности, научиться воспринимать её. В индивидуализации личности лежит исток трагедии.
Музыка — выражение чистой эмоции. Она не подчиняется логическому толкованию
Музыка — первейшее искусство, далее лирика, пластика и эпос — уже рассудочное создание образов.
Первоначально трагедия это хор сатиров, поющих дифирамбы Дионису. Сатир имеет дуальную природу (низменное и возвышенное).
Первоначально зрители драмы это хор сатиров, которые пытаются свои эмоции и опыт рассказать.
Дионис является во множественности образов, но по сути это рассказ об одном и том же.
1881-83гг. — «Так говорил Заратустра»
Эта книга имела большое значение и для самого автора.
Заратустра — образ человека, встал на путь приобщения к дионисийской культуре. Он пытается слиться с Дионисом и тем самым стать Богом.
У ницше в З. прописан путь слияния с Дионисом: «Отказаться от мира аполлона — западное — враг, цивилизация рождена в результате победы Аполлона над Дионисом в природе человека. Нужно стать ребенком, чтобы открыть новый мир, начать новую игру.
Но Заратустра в 40 лет, после 10 лет пребывания в горах возвращается в мир людей, затем снова уходит и возвращается, уходит снова => весь мир живет в ожидании 3-его пришествия Заратустры.
Заратустра не есть ещё Дионис. Он — пророк грядущего бога Диониса. В нём столько же человеческого, сколько и нечеловеческого.
Идея вечного возвращения Ницше. Постоянное возвращение к акту творения. Вечное возвращение означает то, что человек хочет этого возвращения. Это возвращение избирательное «Живи так, что бы тебе «захотелось снова» прожить свою жизнь».
Авторизованы были 3 части, третья часть кончается дифирамбом вечности, античностью. Четвертая часть была издана, когда ницше был в лечебнице, то есть без его воли, она была пессимистична.
Заратустра – своего рода библия ницше.
Структура:
роман миф
Автобиография
Образы:
Орел (высота) и змея (символ мудрости, вечности) сопровождают Заратустру.
Дикая мудрость.
Осел, или верблюд — вьючные животные.
Лев — зверь, сбрасывающий с себя бремя
Дракон. Лев сражающийся с драконом и побеждает его. Образ ребенка, освобожденного философа.
Образ карлика — тяжести пессимизма.
Мир высот (горы) — мир долины.
Пустыня — уход для самопознания.
Время циклично. Смена времен года соотносится с состоянием героя.
Структура напоминает структуру эпоса. Когда есть возможность дополнять произведение новыми главами.